На самые распространенные вопросы по налоговому администрированию ответили в Алматинской области
Проблемные вопросы налогового администрирования озвучены в ходе круглого стола в онлайн режиме с участием заведующего сектором аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана - заместителем директора Палаты предпринимателей Алматинской области Каната Кабдиева, председателя Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей Алматинской области Баниямина Файзулина, начальника отдела РПП Алматинской области СанатаТусипова, старшего помощника прокурора Алматинской области Таиржана Важитова, руководителя Управления камерального мониторинга ДГД Алматинской области Асланбека Базарбаева и участников Клуба бухгалтеров региона.
Заместитель директора Палаты предпринимателей Алматинской области Канат Кабдиев отметил, что в областной и районные филиалы «Атамекена» участились жалобы связанные с налоговым администрированием. Для их обсуждения и поиска решения были приглашены представители Прокуратуры и ДГД.
Представитель областной прокуратуры Таиржан Важитов рассказал, что надзорным органом было внесено представление в КГД МФ на незаконные действия КГД по разработке пилотного проекта по выписке ЭСФ.
«Пилотный проект регулирует налоговое администрирование при выписке ЭСФ. Налогоплательщикам, которые входят в высокую степень риска выставляется уведомление. В итоге областным налоговым органом за период было выставлено 365 уведомлений. Налоговый орган вправе не согласиться с доводами налогоплательщика и производится блокировка ЭСФ и доступа к информационной системе. Самое удивительное, что контрагентам также были выставлены аналогичные уведомления, которые мы считаем абсолютно незаконными. Нормы пилотного проекта противоречат Налоговому кодексу. Также выявлено, что налоговые органы выставляли извещения на основании этого пилотного проекта, который не имел на тот период законную юридическую силу. Пилотный проект вступил в законную силу 17 октября 2019 года», - сообщил прокурор.
Далее предприниматели и бухгалтера озвучили вопросы представителям «Атамекена», Прокуратуры и ДГД области.
Вопрос: Налоговым органом без уведомления был заблокирован расчетный счет. Правомерно ли это? Существует ли ответственность за данное нарушение?
Ответ: Необходимо обратиться в вышестоящий орган, где обращение будет рассмотрено в рамках законодательства. Чтобы установить была ли ошибка со стороны специалиста или техническая ошибка информационной системы будет проводится служебное расследование.
Вопрос: Налоговый орган признав сделку сомнительной блокирует не одну ЭСФ, а все действия в рамках системы ЭСФ. Предложение - убрать данную норму. Почему в этом случае не рассматривается презумпция невиновности предпринимателя?
Ответ: Блокировка ЭСФ делается автоматически со стороны КГД. ДГД или УГД не имеют возможности самостоятельно блокировать или разблокировать ЭСФ.
Вопрос: Недавно арестовали счета ИП. Со стороны ИП была неуплата взносов по ОСМС. Однако не было никаких уведомлений об аресте расчетного счета. Почему не извещают? Как идет арест счета?
Ответ: При возникновении задолженностей в зависимости от степени риска производится на автоматическая блокировка счета. То есть, если плательщик высокорисковый блокировка счета производится после одного рабочего дня после доставления уведомления. Без уведомления блокировка не производится! В случае с субъектом среднего бизнеса блокировка проводится в течение пяти рабочих дней. Если степень риска низкая, а также в случае имеющейся задолженности блокировка не производится.
Вопрос: Налоговый орган выставил уведомление в октябре месяце 2020 года по вопросу поставки на учет по НДС. В регистрационных данных указана фармацевтическая деятельность, которая освобождены от НДС. Но оборот у нас не маленький. В связи с этим налоговый орган уведомляет нас о необходимости постановки на учет по НДС. По данному уведомлению мы отчитывались в течение недели. Спустя два месяца от налогового органа нам пришло новое уведомление с таким же вопросом. Насколько это правомерно?
Ответ: В большинстве случаев уведомление автоматически вставляется на основании камерального контроля. При направлении информации налоговый орган в лице инспектора должен провести анализ, то есть узнать о наличии или отсутствии уведомления. Для принятия мер просим обратиться в ДГД.
Вопрос: Согласно п.1-1 статьи 45 «Приостановление, возобновление действия, лишение (отзыв) разрешения и (или) приложения к разрешению» Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.)можно добровольно приостановить действие лицензии. И в этой же статье 45 есть пункт 6, где написано, что «С момента приостановления действия разрешения и (или) приложения к разрешению в связи с добровольным обращением лицензиата, владельца разрешения второй категории прекращаются все обязательства по оплате ежегодного лицензионного сбора или платежа, предусмотренного законами Республики Казахстан».
В пункте 2 статьи 558 «Порядок исчисления и уплаты» Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2020 г.) сказано «В случае, если период пользования лицензией в отчетном налоговом периоде составляет менее одного года, сумма платы определяется путем деления суммы платы, исчисленной за год, на двенадцать и умножения на соответствующее количество месяцев (полных или неполных) пользования лицензией в году.»
Закон и Кодекс в принципе не противоречат друг другу, но при этом есть разночтения. Налоговые органы на устные и письменные запросы утверждают, что действие лицензии можно приостановить, но начисление и оплата лицензионного сбора должны производиться своевременно.
Ответ: Данное предложение направим в КГД для рассмотрения.
Вопрос: Будет ли у нас пересматриваться «Кодекс об административных правонарушениях» в части предпринимательства. Поскольку штрафы несоизмеримы к правонарушениям.
Ответ: По поручения Главы государства НПП«Атамекен» проводит работу по реформированию законодательства по принципу «чистого листа». В этот перечень входит и «Кодекс об административных правонарушениях» в части соизмеримости административного штрафа к совершенному правонарушению. Аппарат бизнес-омбудсмена занимается обсуждением и сбором предложений от бизнес-сообщества.
Вопрос: В 2021 году получила извещение от 25 декабря 2020 года по поводу камерального контроля за 2017 год. Извещение о заниженной сумме налога. Насколько это правомерно? Каков срок исковой давности?
Ответ: Извещение не обязательна к исполнению. Вы можете не отвечать, либо дать пояснения.Срок исковой давности составляет три года с учетом 2017 года. Сейчас истекает срок исковой давности 2018 года. Если вы сейчас дополнительно сдаете декларацию за 2018 год, то у вас за 2018 год будет продлен срок исковой давности на один год. Для недропользователей срок исковой давности зависит от количества контрактов.
Вопрос: Нам заблокировал расчетный счет за несвоевременный ответ на извещение. Хотя, на извещение не требуется ответа.
Ответ: По извещению блокировки расходных операций не делается. Извещение отправляется для сведения.
Вопрос: Мы аптечное учреждение. Обороты не большие. Каждый год нас включают в перечень субъектов, подлежащих на проверку. Однако мы не превышаем 30-кратныйразмер МРП, работаем по общеустановленному режиму. Почему компания каждый год попадает на камеральный контроль?
Ответ: Перечень субъектов, подлежащих камеральному контролю формируется автоматически со стороны КГД. Сегодня аптеки реализуют не только лекарства, но и другие изделия, которые не освобождены от НДС. В связи с чем, автоматически выставляется уведомление о камеральном контроле.
Вопрос: Почему камеральный контроль проводится спустя несколько лет, а не по окончанию отчетного периода?
Ответ: Уведомления о камеральном контроле выставляется информационной системой автоматически на уровне КГД.
Оставьте комментарий:
Комментарии: