Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Не судите строго интуриста!

01 Апреля 2016
11183 просмотров

Визовые и миграционные вопросы обсудили в Национальной палате предпринимателей

Модератором круглого стола выступила заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева. В мероприятии приняли участие ассоциации, крупные игроки туристской отрасли, а также представители Комитета национальной безопасности РК, Министерства внутренних дел РК,  Министерства иностранных дел РК и Министерства по инвестициям и развитию РК.

На заседании были озвучены предложения Комитета туристской отрасли НПП. Так, в Нацпалате считают необходимым ввести онлайн-систему для подачи документов на визы для иностранных туристов; ввести 72-часовое безвизовое посещение для транзитных посетителей, включить в список безвизовых стран Данию, Польшу и Австрию; перевести на постоянный уровень действующие временные меры по отмене дополнительной регистрации паспортов для граждан указанных 48 стран; предусмотреть возможность уплаты штрафа без проведения судебного заседания в местах пропуска через границу (аэропорты, вокзалы) посредством установления соответствующего оборудования; отменить арест как меру административного взыскания в отношении иностранцев, нарушивших правила регистрации паспортов, правила транзита или положения об изменении места проживания без регистрации в органах полиции, заменив штрафом без проведения судебного заседания; а также ввести электронную систему регистрации посредством сканирования биометрических данных (по опыту Малайзии). Все озвученные предложения будут направлены в Министерство по инвестициям и развитию РК.

Основной вопрос, который поднимался участниками круглого стола, - это меры, которые применяются к туристам, просрочившим установленные сроки регистрации в РК.  В настоящее время нередки ситуации, когда туристы, нарушившие срок на незначительное время,  снимаются с рейсов и предстают перед судом РК, который назначает штраф либо административный арест. Такие меры влекут за собой негативное восприятие имиджа въездного туризма Казахстана.

Представители бизнес-сообщества и Национальной палаты предпринимателей задались вопросом, существует ли еще в какой-либо стране такая практика, когда туристам приходится  представать перед судом за просроченную регистрацию.

Во многих странах, туриста, нарушившего законодательство по срокам пребывания в государстве, штрафуют на месте, допустим, в аэропорту. «Если человек прожил в Китае более 30 дней, выезжает на 35-ый день, то его штрафуют прямо на границе. Каждый день просрочки стоит 500 юаней. Ему тут же выписывают чек, он оплачивает и улетает. Никаких судов, никакого дискомфорта», - привела пример представительница туркомпании «Самал Тур» Сануар Ахметова.

Президент Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаева отметила: «На территории Шенгена существует временной коридор, который позволяет туристам, например, при задержке рейса, избежать просрочки визы и беспрепятственно вылететь домой. Это, несомненно, является преимуществом для туристов».

Представитель миграционной полиции МВД РК Аскар Алдангаров сообщил о случаях, когда турист-нарушитель все же может избежать сурового наказания: «В 2015 году вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях, в котором за незначительные правонарушения предусмотрены предупреждения. Если, например, иностранец просрочил регистрацию до 3 суток, ему сделают предупреждение. Во-вторых, если нарушитель признает свою вину, решение составляется на месте совершения правонарушения. То есть этот вопрос можно решить на границе», - сказал он.

Талгат Сарсенбаев из технического подразделения КНБ, в свою очередь, прокомментировал ситуацию, сложившуюся с визовым миграционным порталом «Беркут». «В 2013 году был создан визовый миграционный портал для регистрации временно пребывающих иностранцев. В 2015 году Национальный удостоверяющий центр РК поменял формат ЭЦП. Мы подготовили техзадание, объявили конкурс на то, чтобы в программное обеспечение внесли изменения. Но конкурс затянулся, и выигравшая организация отказалась от проведения работ, потому что сроки поджимали. Сейчас возникла такая ситуация, что те, кто работает по новой ЭЦП, не могут регистрировать туристов через портал. Сейчас это исправляется», - отметил он.

По словам Сарсенбаева, онлайн-подача документов на получение визы входит в планы по усовершенствованию системы «Беркут». «Сейчас визовый миграционный портал предоставляет возможность заполнения визовой анкеты. Иностранец может ее заполнить и принести в посольство Казахстана за рубежом. До пересечения государственной границы ему также предоставляется возможность заполнить миграционную карточку», - сказал он.

Юлия Якупбаева отметила, что нужно ускорить осуществление этих планов. «Мы можем обратиться в госорганы, принимающие решения, попросить финансирование или еще что-то. Как мы можем вас поддержать, чтобы ускорить решение? В следующем году EXPO, мы активно ведем работу по развитию внутреннего туристского потенциала», - заявила она.

Кроме того, в ходе круглого стола был озвучен вопрос привязки регистрации туриста к одному городу, из-за чего в каждом регионе Казахстане ему нужно проходить процедуру заново. Было предложено внести поправки в законодательство, поменяв в части сроков пребывания иностранцев в Казахстане формулировку  «5 календарных дней» на «5 рабочих дней», поскольку очень часто из-за выходных и праздников у туристов происходит просрочка.

Представитель туристской  компании обратился с вопросом: как могут иностранные туристы приехать в Казахстан и пересечь государственную границу на собственном автотранспорте. Он привел недавний пример из собственного опыта, когда китайских туристов не пропустили через границу, и они вынуждены были уехать обратно, так и не посетив Казахстан.

Предприниматель получил ответ, что в данном вопросе сфера влияния пограничной службы распространяется только на пропуск лиц, а за пропуск транспортных средств отвечает Комитет государственных доходов РК.

Пользуясь присутствием уполномоченных органов, предприниматели озвучили другие частные вопросы по конкретным случаям, связанным с негативным опытом взаимодействия иностранных туристов с органами миграционной полиции и погранслужбой.

Подведя итоги круглого стола, Юлия Якупбаева отметила, что все озвученные предложения, поправки в КОАП, закон «О миграции населения» будут сформулированы и направлены в заинтересованные госорганы. Все жалобы предпринимателей по конкретным ситуациям к пограничной службе, миграционной полиции со всеми фактами будут обобщены и направлены в госорганы. Кроме того, в Нацпалате решено провести дополнительные совещания с Комитетом государственных доходов и  Министерством по инвестициям и развитию РК для ускорения решения озвученных вопросов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры