Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Саморегулирование в Казахстане: быть или не быть?

22 Февраля 2017
6484 просмотров

Как на практике сегодня реализуется закон «О саморегулировании»?

С введением в действие в мае 2016 года закона Республики Казахстан «О саморегулировании» начался новый этап развития экономических отношений, при котором государство посредством сокращения государственного регулирования предоставляет возможность субъектам предпринимательства и их объединениям самостоятельно развивать соответствующие сферы предпринимательства.

Таким образом, саморегулирование становится одним из самых эффективных инструментов дерегулирования социально-экономических отношений.

Законом определены два вида саморегулирования: саморегулирование, основанное на добровольном членстве (участии) и саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности.

При этом саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии), вводится на основании законов Республики Казахстан в сферах деятельности, сопряженных с реализацией государственных функций либо необходимостью делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Первостепенными функциями саморегулируемых организаций станут разработка и утверждение правил и стандартов, обязательных для членов (участников) СРО, контроль за соблюдением членами СРО этих правил и стандартов, а также условий членства (участия) в СРО.

А как же на практике сегодня реализуется закон «О саморегулировании»?

В соответствии с 97 Шагом Плана нации – 100 конкретных шагов Правительством Республики Казахстан при непосредственном участии НациональнойпПалаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» проводится реформа по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

 В 2016 году государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» проведен анализ регуляторного воздействия по отобранным функциям на предмет их передачи саморегулируемым организациям.

В результате было выявлено несколько потенциальных сфер для введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности. Это оценочная, аудиторская деятельность, а также деятельность экологических аудиторов.

На сегодняшний день принципиальное согласие по передаче функций в саморегулирование как стороны регулирующего государственного органа, так и со стороны предпринимательской среды было достигнуто только по группе функций, регулирующих деятельность экологических аудиторов.

Исходя из итогов проведенной работы по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, в 2016 году первоочередными становятся следующие проблемы.

Во-первых, отсутствие заинтересованности со стороны государственных органов передавать свои функции в саморегулирование.

Традиционные методы реализации государственной политики, нежелание менять устоявшуюся модель регулирования, страх потери государственного контроля - все это создает барьеры и ставит блоки на пути развития саморегулирования в Казахстане.

Несмотря на очевидные признаки саморегулирования в отдельных сферах и успешный международный опыт, отдельными регулирующими органами игнорируется эволюционное развитие СРО в данных сферах.

Необходимо отметить, что согласно передовой международной практике становление саморегулирования в различных сферах предпринимательства проходит по-разному: где-то саморегулируемые организации образовались на базе уже существовавших объединений, где-то - уже были созданы и продолжают создаваться заново.

При этом наиболее успешно и эффективно саморегулирование развивается в тех сферах деятельности, в которых относительно высок уровень правовой культуры самих участников рынка. В Казахстане к таким сферам, в первую очередь, можно с уверенностью отнести аудиторскую деятельность.

Вместе с тем, следует констатировать, что в настоящее время не достигнут своего рода «консенсус» между саморегулированием и государственным регулированием. Государство до сих пор не может определиться с пределами его вмешательства в социально-экономическую сферу.

Определив и законодательно установив саморегулирование как один из эффективных механизмов развития предпринимательского и профессионального сообщества, на сегодня государственные органы в большинстве случаев не готовы к эффективному диалогу с представителями бизнес-сообщества.

Во-вторых, платформой для успешного введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии), может стать его создание на базе добровольных саморегулируемых организаций.

Подобный подход, на наш взгляд, является наиболее оптимальным на период становления института саморегулирования в Казахстане.

В данном случае государству необходимо предоставить соответствующую поддержку саморегулируемым организациям, для стимулирования процесса их формирования на начальных этапах.

В-третьих, государственным органам необходимо на ежегодной основе осуществлять «выброс» своих функций на рынок для поиска потенциальных поставщиков, компетентных к их качественной и более эффективной, в том числе с экономической точки зрения, реализации.

Решение названных и других вопросов приобретают особую актуальность в свете реализации Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», где вторым основным приоритетом определено кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, в том числе посредством дерегулирования экономики.

При этом, как отмечает Глава государства, «существующая регулятивная нагрузка на бизнес несовместима с задачей создания новой модели роста».

На сегодня перед государством поставлены новые вызовы для обеспечения темпов роста экономики выше среднемировых и устойчивого продвижения Казахстана в число 30 передовых стран.

«Перезагрузка» рыночной экономики определяет новые требования как к принципам ведения предпринимательской деятельности, так и государственному регулированию.

Таким образом, в русле принятого политического курса на дерегулирование экономики, саморегулирование предпринимательской и профессиональной среды становится одним из инструментов, способных снизить государственное регулирование.

Следует отметить, что саморегулирование достаточно тесно связано с государственным регулированием, действуя в его рамках совместно, согласованно или полностью самостоятельно, при этом нормы, регламентирующие саморегулирование, дополняют нормы государственного регулирования.

В этой связи возникает необходимость на законодательном уровне расширять возможности для развития саморегулирования, при этом роль государства состоит в оказании поддержки СРО, в предоставлении большего число государственных функций рынку.

В свою очередь субъекты предпринимательства должны быть сами заинтересованы в снижении излишнего давления государства различными видами контроля, в качественном самостоятельном регулировании соответствующей сферы, в том числе путем выявления недобросовестных участников рынка и установления более строгих профессиональных требований и стандартов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры