Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Владимир Семейкин: «Вкус и качество — лучшая реклама наших овощей»

24 Февраля 2015
- Костанайская область
9161 просмотров

В свете последних экономических событий, в сознании обывателя руки бизнес-коллег по евразийской интеграции практически по локоть в нашей продовольственной корзине. Однако в понимании отечественных производителей все не так катастрофично. Когда продуктивность, качество и научные знания заложены в основу развития предприятия, нынешние трудности — дело времени. Глава крестьянского хозяйства «ТЭРРА» Владимир Семейкин, например, и вовсе убежден, что костанайцы ни под каким соусом не откажутся от местного картофеля. А потому, в планах  модернизировать производство. Причем уже в нынешнем году. 

- Владимир Иванович, открытые границы, дешевый рубль и вот они - российские овощи на наших прилавках. Не обидно? Сельскохозяйственный труд, как никакой другой, суть — душа агрария, которую он все лето вкладывал в землю. На ценовой политике вашего хозяйства уже сказались все эти перипетии?

- Да, товар российский заходит более дешевый. Но наше хозяйство цены ронять не стало целенаправленно, хоть и продавать стали меньше. Мы рассчитываем,  что российские овощи, наоборот, подорожают. Цена уже растет, заметьте. Раньше было 13 рублей, сейчас уже 20. Картофель — это не сигареты и не хлеб. Вырастил урожай: часть съели, плохое сгнило, а на то, что не продали, накладываются издержки по хранению. Он не может стоить в феврале столько, сколько стоил в ноябре. Поэтому ближе к весне наша цена либо выровняется, либо станет ниже. У нас ведь запас хороший сохранился, поэтому и на стоимости это не скажется, потребитель, например, от этого только выиграет. 

- Ладно, картофель — второй хлеб, здесь всегда была конкуренция. Но вы ведь и капусту, и морковь выращиваете.

- Капусты хорошей, качественной в этом году не привозили. Да и других овощей тоже. Если только лук российский смог к нам зайти, но и то, нечувствительно....

- Вы сказали «качественный». Выходит, что  мыслить категориями «дорогой-дешевый», в данной ситуации не совсем правильно?  

- Даже когда на прилавках продукция с южных регионов, мы можем себе позволить торговать дороже. Потому что наше хозяйство выращивает и продает продукцию, которая лучше. Это не потому, что мы такие хорошие. Просто на это влияет множество факторов, о которых потребитель, порой, не всегда задумывается. Это и почва, куда вносят огромное количество удобрений, в разы больше, чем у нас на севере. Это и своевременный полив. Мы в последние годы работаем над продуктивностью орошаемого гектара. Уменьшили объемы расхода воды, но за счет частоты полива обеспечиваем растениям комфортные условия. Определяем в почве дефицит микроэлементов. Если недостача меди, цинка или бора — вы не получите хороший урожай. Мы на этом уровне работаем. И что уж точно знает потребитель, что наша картошка будет не только вкусной, но и храниться будет долго. За это на копейках не экономят. 

- Научные разработки, натуральное качество, постоянный покупатель. Согласен, стабильность — признак мастерства. Но только не в бизнесе. Наверняка, крестьянское хозяйство не исключение? 

- Действительно, доля экспорта у нас — ноль. Редкий случай, чтобы мы вывозили продукцию, в основном, все, что выращиваем здесь же и продаем. На наше хозяйство приходится лишь каждая десятая тонна овощей. И все же сегодня мы делаем акцент на производительности труда. А основа этого — урожай, отдача каждого гектара. Но, если мы увеличиваем производительность — нужны условия по хранению. В прошлом году я вырастил 10 тысяч тонн, а у меня хранилищ всего на шесть с половиной. Честно говоря, хлебнул горя. Пойти на сокращение производства — значит, людей оставить без работы, техника будет простаивать. Да и неправильно это. Поэтому, в планах на ближайшие два года построить дополнительные трехмодульные овощехранилища.  На две с половиной тонны в этом году и на полторы тонны в следующем. 

- Они также будут предусматривать новые технологии? 

- Да, это будут современные утепленные ангары. У нас мало площадей для технологической работы с продуктом. Для того чтобы помыть, отсортировать,  расфасовать нужна территория, где смогут комфортно и в тепле работать люди. Для овощей нужна одна температура, для людей другая. И эти хранилища предусматривают такие условия. 

- Наверняка, это затратный проект и сегодня, когда все говорят о вынужденной экономии, вы собираетесь идти на модернизацию производства...

- По скромным подсчетам строительство обойдется в 180 млн. тенге. И, конечно, если брать кредиты в банке, то мы не потянем. Другое дело — через госпрограммы, под  7% максимум, так называемые «длинные деньги». Тогда мы эти деньги оправдаем за 8-10 лет. Сейчас в СМИ проходит информация, что государство выделяет средства на значимые инвестиционные проекты.  Надеемся их получить.  

- Значит, сегодня лишний раз подчеркивать самодостаточность наших товаропроизводителей, готовых самостоятельно решать свои проблемы все-таки не стоит?  

- За всех говорить не буду. Но знаю многих, кто нуждаются в поддержке и получают ее. И от государства, и от Национальной палаты предпринимателей. Если есть проблемы и их решать сообща, это идет на пользу общему делу. Да, сейчас, когда наблюдаются кризисные явления, поднимаются вопросы и по ограничению импорта отдельных видов продукции, и даже о девальвации национальной валюты. Но, если у меня оборудование, семена,  все поставляется с Европы в иностранной валюте, то я буду и терять на проценте девальвации. Поэтому нужен всесторонний анализ ситуации. Если это выгодно предпринимателю, будет ли это выгодно потребителю? Здесь нужен взвешенный, детальный подход.  

- Раз уж мы вновь вернулись к интересам потребителя. Вы обмолвились о «скромной» доле вашего хозяйства в общем объеме производства. Несмотря на это именно «ТЭРРА»   у костанайцев стала синонимом местной овощной продукции. Много вкладываете в PR, в маркетинг?

- Вкус и качество — лучшая реклама наших овощей. Наверное, отсюда и мнение потребителей складывается. Произведи дешевле, но в лучшем качестве, тогда и покупатель будет, и конкурентов не нужно будет бояться. 

- В таком случае, как говорится, желаем «держать марку» и удачи в реализации новых инвестиционных проектов. 

- Спасибо! 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры